Рюкзак. Основной атрибут, и средство
транспортировки грузов, припасов, снаряжения, добычи, урожая, и прочего,
прочего, прочего, для рыбаков, охотников, грибников, дачников, и многих
других граждан. Тем кто ещё не обзавёлся столь нужным атрибутом, в этой статье
мы поможем сориентироваться в том как, и по каким параметрам выбрать то что
вам нужно, из огромного числа моделей предлагаемых потребителю.
Можно начать прямо с обзора конкретных моделей, но мы начнем немного с другого
конца. Рассмотрим то что объединяет все модели и модификации, это прежде всего
материал из которого изготовлен рюкзак. Материал самый разнообразный, от
обычного, простого и дешевого Х/Б, до супер современных «Hipolon» и «Dakronik».
Начнём пожалуй с самого простого, с Х/Б, лёгких льняных тканей, и им подобных.
Рюкзаки изготовленные из этих тканей как правило не отличаются ни особой
прочностью, ни особой износостойкостью. Не устойчивы к неблагоприятным погодным
условиям, таким как, дождь, снег, и т. д. Их нельзя сильно нагружать, по причине
не высокой прочности тканей из которых они изготовлены. Рюкзаки из этих тканей
как правило отличаются простой, в некоторых случаях даже примитивностью
конструкции, независимо от того, фабричного или кустарного производства рюкзак.
По этой причине, рюкзаки из таких тканей производят только малого, и среднего
объёма. Как правило объём не превышает 40 – литров.
Не смотря на всё перечисленное выше, у этих рюкзаков есть и преимущество, это не
высокая стоимость. Такие рюкзаки подойдут тем, кто идя на рыбалку берёт с собой
не более чем пару бутербродов, подстилку, термос с чаем, и банку с червями.
Также подходят людям с очень не высокими доходами, пенсионерам, школьникам и
тем кто принципиально не желает тратится на подобную чепуху.
Теперь перейдём к следующему материалу, это незаслуженно забытый в последнее
время брезент. Брезент бывает разный, но рюкзаки как правило изготавливают
из водоотталкивающего брезента различной плотности, от 200 до 900 грамм на
квадратный метр. Брезентовые рюкзаки выпускаются различных размеров, от малых
до больших. От простых и примитивных моделей, до вполне серьёзных каркасных
туристических моделей. Таких как «Ермак», «Скиф 2», «Эверест». Рюкзаки из
брезента, особенно плотного ( 600 грамм на метр и выше ) отличаются высокой
прочностью. Такой рюкзак можно нагружать как угодно, если вы в состоянии всё
это потом поднять и нести. Рюкзаки из брезента имеют высокую износоустойчивость.
Уверен найдутся люди у которых сохранились ещё отцовские рюкзаки. Такие рюкзаки
достаточно хорошо противостоят плохим погодным условиям. Брезент не меняет
своих свойств и качеств, ни в жару, ни в мороз. Плотный брезент хорошо
противостоит воде. Но у каждой медали есть две стороны, и у брезентовых
рюкзаков есть свои недостатки.
Со временем рюкзак, (из какого бы брезента он ни был изготовлен) теряет
водостойкие качества, и начинает промокать. Поэтому нуждается в дополнительной
обработке. При намокании (особенно плотного брезента, 600 гр/м2 и выше)
происходит набухание волокон ткани, и рюкзак становится очень жестким и тяжелым.
Иногда даже напоминая не рюкзак, а ящик из фанеры. Ещё одно обстоятельство,
некоторые считают недостатком. Плотный брезент имеет гигроскопическую структуру,
поэтому выглядит несколько грубовато. Или как модно теперь говорить, не
презентабельно.
Теперь рассмотрим следующую
группу материалов. Это ткани изготовленные на основе полиэстера и нейлона, с
горячей накаткой плёнки ПВХ. То есть ткань состоит из двух слоёв. Наружная
сторона выглядит как обычная ткань, нейлон или полиэстер, а внутренняя сторона
похожа на плотную жесткую клеёнку. ПВХ накатывается на ткань под прессом, и при
высокой температуре. То есть наплавляется. По этому не смотря на кажущуюся
лёгкость, ткань достаточно плотная и прочная. Как и у брезента, плотность
измеряется в граммах, на квадратный метр. От 200 до 1500 гр/м2. Ассортимент
продукции производимой из этих тканей, невероятно широк и разнообразен. Это
всевозможные чехлы и подсумки, так называемые городские рюкзаки и сумки
всевозможных расцветок и моделей, цветастые школьные ранцы с бабочками цветами
и зайчиками. Ну и конечно огромное количество чехлов рюкзаков и сумок для
рыболовов охотников и туристов.
Ткани на основе нейлона и полиэстера с накаткой
ПВХ, на сегодняшний день являются одним из самых популярных материалов.
Из этих тканей изготавливают полный спектр рюкзаков, от мини, 15 - 25 литров,
до каркасных туристических супер рюкзаков общим объёмом 150 - 200 литров, и
даже больше. Для изготовления туристических, рыбацких рюкзаков и им подобных,
применяют как правило плотные ткани. 500 гр/м2 и выше. Расцветки, от
стилизованных под армейские камуфляж и хаки, до ярко красных и ярко синих.
Рюкзаки из этих тканей обладают достаточно высокой прочностью, можно нагружать
под завязку. Водостойкостью, хотя при сильном и долгом дожде может протечь на
некоторых швах. Износоустойчивостью немного уступают брезенту. Довольно удобны
и практичны.
Теперь отдельно о
недостатках. Рюкзаки из таких тканей не очень хорошо переносят мороз.
При температуре ниже -15С° плёнка ПВХ замерзает, и становится жесткой,
и хрустящей как бумага. Что доставляет иногда немало хлопот, а в местах
частых перегибов и на складках может лопнуть. После чего ПВХ и ткань начинают
отслаиваться друг от друга. Также рекомендуется держать подальше от огня,
горит плохо но может оплавится.
Следующий материал это ткань «Турист». Эта ткань довольно популярна в последнее
время. Из неё изготавливают палатки, плащи, спальные мешки и рюкзаки конечно
тоже.(см фото чуть ниже). Ткань «Туритст», это обычный нейлон или полиэстер, пропитанный
специальным водоотталкивающим составом. Ткань очень лёгкая и мягкая, в жару и
в мороз не меняет своих свойств. Обладает водостойкими качествами. Рюкзаки из
этой ткани выпускаются как правило, малых и средних объёмов, 15 – 40 литров.
Для больших рюкзаков эта ткань не подходит, так как по прочности уступает
брезенту и тканям с ПВХ накаткой. Так же как и у брезента, водоотталкивающие
свойства со временем теряются, и рюкзак нуждается в дополнительной обработке.
Такие рюкзаки хорошо послужат тем, кто предпочитает выходить на рыбалку или
охоту налегке, не обременяя себя тяжелой ношей.
Следующая группа тканей из которых изготавливают рюкзаки, это «Авизент», «DuPont Cordura», «Ripstop». Все эти материалы по своим свойствам, качествам и техническим характеристикам, очень схожи с тканями, с ПВХ накаткой. Единственное отличие, меньшая чувствительность к низким температурам. Рюкзаки из этих тканей, выпускаются всех объёмов, всех цветов, очень многих моделей, видов, и модификаций. Удовлетворят любые потребности.
Следующие материалы, это «Hipolon» и «Dakronik». Материал специфический, с соответствующим набором свойств и качеств. Например из «Hipolon», французская фирма «Brig» изготавливает надувные лодки. Материал устойчив к бензину, к маслу, устойчив к механическим повреждениям. Встретить рюкзак или сумку из этого материала довольно трудно. Их изготавливают только для узко специализированных задач и нужд. В основном это чехлы и сумки для различного оборудования, агрегатов и т. д. Но если уж доведётся достать, вы станете обладателем хоть и тяжелого, но абсолютно всепогодного, и всесезонного изделия, с неограниченным износо - ресурсом.
Теперь о самом главном. О том как именно выбрать рюкзак.
Прежде всего, нужно определится с объёмом рюкзака. Эта задача не из лёгких,
так как найти универсальный рюкзак подходящий и для походов на ночёвку, и для
простого выхода на рыбалку, и для многих других целей. Очень трудно. Нужно
определится, какой объём рюкзака вам необходим чаще. Если вы предпочитаете
многодневные походы другим видам активного отдыха, вам необходим рюкзак объёмом
от 120 литров, и более, из плотных и стойких тканей, как брезент, «Авизент»,
«DuPont Cordura», «Rip stop» и ткани с ПВХ накаткой. Если же вы предпочитаете
просто выйти порыбачить, или ночёвку не более чем на 2 – 3 дня, то вам в самый
раз рюкзак объёмом до 100 литров. Подойдёт объём 60 – 80 литров, из тканей
брезент, «Авизент», «DuPont Cordura», «Rip stop» или с накаткой ПВХ. Для тех
кто просто время от времени выходит порыбачить, собирать грибы, и ездит на
дачу, и не любит сильно нагружаться. Подойдут рюкзаки, объёмом от 15 до 40
литров, из любых тканей. Даже из Х\Б. Кстати 1 литр, это 1 кубический дециметр,
и если выложить на стол всё то что вы обычно берёте на рыбалку или в поход, и
хотя бы приблизительно всё это измерить. А потом перевести в кубические
дециметры, и добавить 15 – 20 % к получившемуся результату. Вы получите общий
объём вашего рюкзака. По этому при выборе рюкзака нужно учитывать даже объём
карманов. Особенно при выборе туристического рюкзака. Учтите также что на очень
многих моделях, имеются внешние подвески. Они служат для того, чтобы не
напихивать рюкзак габаритными вещами типа палатка, спальник, дождевик или
туристическиё коврик, а для того чтобы всё это можно было прикрепить с наружи
рюкзака, на эти самых подвесках. Что очень удобно при длительных походах, или
даже просто при выходе на ночёвку. Внешние подвески делают рюкзак более
универсальным и практичным. Это тоже следует учесть при выборе рюкзака.
Теперь о том на какие детали нужно обратить внимание. Прежде всего это нитки
которыми пошит рюкзак. Это должны быть либо капроновые нитки, либо нейлон,
либо полиэстер. В некоторых случаях используют толстую, вощёную льняную или
Х\Б нитку. Эти нитки обладают хорошей прочностью, и не гниют. Узнать их легко,
по характерному глянцевому отблеску.
Теперь обратим внимание на ту часть рюкзака, которая прилегает к спине. Не зависимо от того какого объёма рюкзак, и из какого материала он изготовлен. На этой части обязательно должна быть мягкая нашивка, а для туристических рюкзаков и рюкзаков большого объёма, должна быть специальная смягчающая система. Универсальной считается следующая система. В нижней части расположена подушка которая прилегает к спине в районе поясницы. |
Над ней двевертикальные подушки с расстоянием в 6 – 8 сантиметров между собой, которые будут прилегать к спине по разные стороны от позвоночника, оставляя доступ воздуху, чтобы не сильно прела спина, и чтобы не было прямого давления на позвоночник. Потому что вес большого туристического рюкзака в полностью снаряжённом состоянии, весьма немалый. И в самом верху, в районе крепления плечевых лямок, ещё одна подушка для смягчения давления на верхнюю часть спины в районе лопаток. Иногда вместо этой подушки, используют продолжение мягких нашивок на плечевых лямках, что тоже весьма удобно.
Плечевые лямки один из важнейших элементов
рюкзака. Они обязательно должны быть широкими, 6 – 8 сантиметров. Обязательно
должны быть мягкими. Они могут быть выполнены в виде длинной мягкой подушки,
(см фото) или мягкая подушка просто пришита к нижней стороне лямки. Особенно это важно
для рюкзаков большого объёма. Чем толще смягчающая подушка, тем легче и
удобнее он будет сидеть на плечах.
|
Следует так же обратить внимание на фурнитуру. То есть на всевозможные застёжки и тому подобное. Вся силовая фурнитура, которая несёт на себе нагрузку, а это застёжки на верхнем клапане, на плечевых лямках, должна быть металлической ( фото ниже ). Так же очень удобно если на одной из плечевых лямок, имеется застёжка, которую можно расстёгивать и застёгивать при одевании и при снятии рюкзака. Застёжка обязательно должна быть металлической (фото ниже ). У большинства моделей вся фурнитура пластиковая, даже силовая. Что неизбежно приводит к поломкам, и неприятнее всего если в самый не подходящий момент. Какой бы фирменной, и крепкой на вид ни была пластиковая фурнитура, до металлической ей далеко. Пластиковая фурнитура подходит для рюкзаков малого объёма, и для карманов на рюкзаках. Допускается применение пластиковой фурнитуры, на застёжках верхнего клапана у больших туристических рюкзаков. Так как в силу особенностей конструкции, они не несут большой нагрузки. Так же не желательны замки молнии, они тоже частенько выходят из строя. Их очень не удобно менять, а ставить вместо них застёжки другого типа, не всегда позволяет конструкция рюкзака.
Следует так же обратить внимание на внутреннюю сторону швов. Они обязательно должны быть обшиты кипером. Это особенно касается рюкзаков из брезента, так как любая ткань имеет свойство сататься по краям. Это когда волокна ткани разъединяются между собой. Иногда даже у фабричных изделий, отсутствует обшивка внутренней части шва кипером. |
Огромную роль играет то, каким образом рюкзак сидит на спине. А именно, контур нагрузки. У подавляющего большинства рюкзаков, особенно старого советского образца, нагрузка располагается с внешней стороны контура. То есть линия контура проходя в верх от днища рюкзака по плечевым лямкам, опускается в низ к днищу, прилегая непосредственно к спине (на фото обозначено синим). Такая схема нагрузки неудобна тем, что рюкзак, особенно если он не правильно уложен, довольно сильно оттягивает плечи. Если такой рюкзак набит под завязку, то упираясь днищем в поясницу, верхняя часть рюкзака стремится отклонится назад. Тем самым создавая как бы дополнительный вектор нагрузки на плечевые лямки. К тому же такие рюкзаки, как правило, имеют форму очень близкую к шару. А шар, носить на спине очень не удобно.
В последнее время, всё большее количество моделей изготавливают па другой схеме.
Нагрузка в которых находится в нутрии контура. Контур нагрузки, проходя по
лямкам, опускается к днищу не прилегая непосредственно к спине, а проходит по
внешней части рюкзака (на фото обозначено красным). Такая схема нагрузки выгодно
отличается тем, что рюкзак плотнее прилегает к спине. А верхняя его часть
никогда не оттягивает плечи, и вектор нагрузки направлен почти вертикально вниз.
Этот эффект достигается следующим образом. Ременная лента пришитая по всей длине
верхнего клапана, на одном краю оканчивается полукольцами, или другой застёжкой.
А другим свободным краем пришита непосредственно к верхней части плечевой лямки.
В свою очередь другая часть ременной ленты, та которая проходит по днищу
рюкзака, одним краем крепится на полукольцах, или других застёжках нижней части
плечевой лямки.
|
А другим краем, проходя по внешней стороне рюкзака
застёгивается на застёжках верхнего клапана. Тем самым достигается эффект
замкнутого кольца или контура, в котором нагрузка находится в нутрии контура.
Ещё лучше если ременная лента пришитая к верхнему клапану, прошивается так же и
по всей длине плечевой лямки, и заканчивается застежкой, на нижнем краю плечевой
лямки.Но такая система применяется только в рюкзаках малого и среднего объёма,
так как верхний клапан и плечевые лямки в таких рюкзаках, пришиваются
практически в одном и том же месте. В туристических рюкзаках и рюкзаках большого
объёма, всё выглядит иначе.
Рюкзаки с объёмом 60 литров и более, в последнее время изготавливают с другими схемами нагрузки. Это продиктовано тем, что уровень верхнего клапана, находится выше уровня плечевых лямок. Для этого применяют стяжки, которые одним краем крепятся к плечевой лямке, другим краем к самому рюкзаку. Очень хорошо когда стяжки крепятся к армирующей ленте пришитой к рюкзаку, это придаёт креплению большую прочность и надёжность. Продолжение следует |